Космический телескоп «Хаббл». Авторы и права: NASA.
Нэнси Грейс Роман родилась 16 мая 1925 года в городе Нашвилл, штат Теннеси. Её мать, Джорджия Смит Роман, была учительницей музыки, а её отец, Ирвин Роман, был геофизиком. В детстве её семья переехала в начале в Оклахому (штат Техас), а затем в Нью-Джерси (штат Мичиган) в связи с геологоразведческой работой отца.
Нэнси Роман вобрала в себя любовь родителей к природе и её время, проведённое под звёздным небом города Рино в штате Невада, как вдохновение для раннего интереса к астрономии. Движимая интересом к звёздам, она организовала свой астрономический клуб вместе с соседскими девочками, когда ей было всего 11 лет. Уже тогда она знала, что хочет стать астрономом, и она была обескуражена предложением её школьного консультанта, который предложил ей заняться изучением латинского языка вместо математики.
Несмотря на сомнения окружающих, стоящие на пути её научных амбиций, она смогла получить школьное образование астрономии и физике. Являясь многообещающей студенткой Свартморского колледжа, Нэнси всё ещё приходилось игнорировать мнения её учителей и декана об изучении наук женщинами. В конечном счёте она смогла получить степень бакалавра астрономии в 1946 году. Позже она вспоминала, что единственное воодушевление, которое она получила за студенческие годы, были слова одного из учителей: «я обычно отговариваю девочек от специализации в области физики, но я думаю, что, возможно, вы могли бы в ней преуспеть».
Но она продолжала настаивать, что «я никогда всерьёз не рассматривала ничего, кроме астрономии».
Нэнси Роман получила докторскую степень по астрономии в Университете Чикаго в 1949 году, после чего проработала 6 лет в качестве инструктора и доцента в обсерватории Йеркса. Но она всё ещё знала, что у неё есть мало шансов на получение полноценной научной должности.
«Когда я огляделась, то увидела, что в области астрономии нет женщин на исследовательских должностях», – сказала она National Geographic. Вместо того чтобы ждать подвижек в своей карьере, она приняла должность в военно-морской исследовательской лаборатории США в Вашингтоне, штат Колумбия. Но Нэнси была озадачена первоначальным отсутствием задач для неё.
«Я была озадачена, потому что не могла понять, почему они наняли меня, если для меня не было работы»», – говорит она. Позже она узнала, в чём заключалась проблема – её предшественница, также женщина, плохо справлялась со своей работой, и её коллеги стали с опаской относиться и к Нэнси, когда она пришла на работу. «Я уверена, что проблем бы не было, если бы на это место пришёл мужчина, но я оказалась символической женщиной». В конце концов, она завоевала доверие коллег и начала работу в областях радиоастрономии, геодезии и микроволновой спектроскопии.
В конце 1950-х она посетила лекцию о происхождении Луны, которую читали в недавно сформированном Национальном управлении по аэронавтике и исследовании космического пространства (NASA). Там к ней подошёл один из сотрудников, который спросил, не знает ли она кого-нибудь, кто мог бы прийти на работу в зарождающееся агентство и создать программу в сфере космической астрономии.
«Идея прийти и создать программу с абсолютно чистого листа, которая будет влиять на астрономию в ближайшие 50 лет, была вызовом, от которого я не могла отказаться» – вспоминала она позже. «Так это началось».
В то время NASA было чем-то настолько новым, что астрономы вообще сомневались, что космические обсерватории когда-нибудь смогут стать реальностью. Но Нэнси Роман была воодушевлена идеей науки в космосе. Она посвятила своё время в NASA организации и поддержке наблюдений в космосе с помощью спутника Scout. В 1964 году её имя даже было присвоено вновь открытому астероиду – 2516 Роман.
Но главным достижением Нэнси в NASA был, пожалуй, самый величайший подарок когда-либо данный астрофизике – космический телескоп «Хаббл». Эта космическая обсерватория к 1990 году произвела 1,2 миллионов наблюдений, на основе которых было написано 14 тысяч научных публикаций. Несмотря на урезание бюджета и необходимость объяснения общественности зачем нужно инвестировать в самый дорогой научный инструмент в истории, Нэнси Роман неустанно формировала тот фундамент, который в конечном счёте сделал создание «Хаббла» возможным.
В 1978 году Нэнси наняла Эдварда Вайлера, который с 1979 по 1998 год работал главным учёным в проекте телескопа «Хаббл». Для него сильными сторонами Нэнси Роман являлись упорство и политическая смекалка.
«Она была настоящим интриганкой» – говорит он National Geographic. «Это был тяжёлый бой. После урезания бюджета в 1974 году Роман организовала многолетнюю лоббистскую компанию, которая в итоге привела к получению денег необходимых для проекта. «Хаббл бы не появился без её руководства, её упорства, её понимания политики».
Обезопасив финансирование проекта и установив дату запуска телескопа, Нэнси Роман уволилась из NASA в 1979 году и вернулась к своей первоначальной работе в роли консультанта по контрактам на космические запуски. В качестве признания её достижений она получила Федеральную женскую премию и почётные докторские степени Суортмор-колледжа, Бэйтс-колледжа, колледжа Рассела Сейджа и колледжа Худ. Также в её честь была названа стипендия NASA по астрофизике. Ближе к концу своей жизни она продолжила читать лекции по астрономии, посещать научные конференции и следить за коллоквиумами NASA. Она ежедневно занималась спортом и посещала культурные мероприятия вплоть до 90-х годов.
Хотя многие считали «Хаббл» её величайшим наследием, сама Нэнси Роман гордилась двумя другими своими достижениями. Первым из них было исследование звёзд: во время её пребывания в обсерватории Йеркса она установила, что звёзды на круговых орбитах и с большим содержанием тяжёлых химических элементов являются более молодыми, нежели звёзды на случайных орбитах и с меньшим содержанием таких элементов. Она также стала первооткрывателем звезды BD+67922, позднее переименованной в AG Draconis. «Моя работа помогала другим исследовать эволюцию Галактики» – вспоминала она. Так же, как и её вклад в другой проект, которым она гордилась: космический телескоп IUE или «Международный ультрафиолетовый исследователь», который провёл более 100 тысяч наблюдений.
На вопрос Natioanl Geographic, что она может сказать женщинам о своём наследии в роли астрофизика, Нэнси в начале рассмеялась, а затем стала серьёзной и сказала: «я не позволяла тому факту, что я женщина, сдерживать меня».
Нэнси Роман умерла 25 декабря 2018 года, на 93 году жизни.
Новости астрономии
Все про космос inspaceblog.net