Наблюдатели звёздного неба наслаждаются видом Крабовидной туманности уже почти 1000 лет.
Около тысячи лет древняя сверхновая звезда помогает нам лучше понимать Галактику, которую мы называем своим домом.
В конце весны 1054 года странные огни появились в той области неба, которую нами сейчас принято называть созвездием Тельца. Это была новая звезда в том месте, где раньше никаких звёзд не было. Она быстро становилась всё ярче и ярче вплоть до июля, когда по своей яркости на небе она затмила всё объекты, кроме Солнца и Луны. В течении двух последующих лет она постепенно стала угасать, становясь рядовой звездой по своей яркости, а затем и вовсе исчезая с неба.
Астрономы из Китая и Японии зарегистрировали её появление, другие наблюдатели со всего мира также наверняка должны были её заметить, но так как для Европы это были «Тёмные века», то записей об этом событии здесь не сохранилось. Кроме того, учёных и там, и на Ближнем Востоке, в это время больше интересовали модели неподвижных звёзд, а непредсказуемое появление комет и новых звёзд их практически не интересовало. Также возможно (и это не должно никого шокировать), что в Англии могли идти дожди тогда, когда сверхновая звезда светила на небе наиболее ярко.
Но даже для самых наблюдательных свет, сиявший в течении двух лет, оказался забыт на протяжении последующих столетий с момента его угасания. Память о нём сохранилась только в записях летописцев, и никто не обращал особого внимания на это событие.
В 1731 году астроном Джон Бэвис направил свой телескоп на тот же участок неба в созвездии Тельца и обнаружил там объект, получивший в последствии наименование Крабовидной туманности. В 1758 году Шарль Мессье спутал этот размытый объект в окуляре своего телескопа с кометой Галлея, что послужило одной из причин появления на свет его знаменитого каталога объектов, которые с одной стороны выглядят на небе ни как точечные объекты на подобии звёзд, но с другой стороны и не являются кометами (поиском которых он занимался). Каталог Мессье теперь один из самых известных каталогов небесных тел и часто используется астрономами-любителями: он состоит из самых ярких и красивых объектов для наблюдения телескопами, и Крабовидная туманность находится в нём под №1. Астрономы на протяжении 200 лет рассматривали усики и другие формы этой туманности, рисовали и фотографировали её, находя в ней определённое сходство с ракообразными.
В 1921 году Карл Отто Лэмпленд обнаружил изменения в форме этой туманности. Эти изменения он не мог в то время обнаружить напрямую: для этого он воспользовался записями астрономов, выполненных на протяжении прошедшей пары веков. Многие из этих наблюдений были выполнены от руки, но в целом из них складывалась чёткая картина: оказалось, что туманность росла в размерах.
Более того: ему удалось измерить скорость этого расширения и просчитать его в обратную сторону. По его расчётам туманность должна была начать расширяться около 900 лет назад. Астроном прочесал старые летописи, найдя сведения о звезде-гостье в китайских записях этого времени, после чего связал их ещё и с японскими. Лэмпленд осознал, что положение звезды-гостьи (появившейся почти тысячу лет назад) и туманности в точности совпадают. Благодаря недавним открытиям в звёздной эволюции, он пришёл к выводу, что «туманность» – в тот момент универсальный термин для описания любого «облачного» объекта в небесах – на самом деле являлась остатком сверхновой: последним следом от впечатляющего взрыва гибнущей звезды.
Если это была сверхновая, то она должна была быть хорошо видна астрономам и всем остальным людям, находящимся ночью за пределами своих домов. Как только они начали искать записи, они нашли новые свидетельства об этом событии на Ближнем Востоке, в Европе и даже Африке, хотя многие из них были неоднозначными или не совпадали в дате и местоположении на небе.
В 1967 году Джоселин Белл Бернелл обнаружила первый в мире пульсар – нейтронную звезду, которая посылает регулярные всплески излучения (подобные сердцебиению) ещё долгое время после образования сверхновой, которой заканчивают свою жизнь все крупные звёзды. Астроном Франко Пачини быстро осознал, что Крабовидная туманность продолжает светиться благодаря всё ещё вращающейся внутри неё нейтронной звезде, а его правоту подтвердили наблюдения туманности в течении последующего года. Крабовидная туманность для учёных предстала из себя облаком, состоящим из ветра пульсара, окружающего остаток сверхновой звезды: образовавшийся в результате взрыва быстро вращающийся пульсар расталкивает своим магнитным полем прилегающий к нему пузырь газа, состоящий из останков сверхновой звезды, образованной тысячу лет назад.
Крабовидная туманность стала триумфом сотрудничества коллективов учёных и стран на протяжении тысячелетия: с помощью выполненных от руки рисунков и самых современных на тот момент инструментов с XVIII века по XXI-й люди наблюдали и записывали её эволюцию. По отдельным неясным кусочкам пазла – звезды-гостье, комете и туманности в форме краба – они выстроили красивую и ясную картину действительности.
Новости астрономии
Все про космос inspaceblog.net